Web links



 


Search
Tourism

FIEZ “Navoi”

Гарантии надежной защиты прав и свобод человека

 

 

 

В работе международной конференции приняли участие представители Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, Венецианской комиссии Совета Европы, Великобритании, Италии, Испании, Ирландии, Румынии, Шотландии, Китая, Монголии и других стран, члены Сената и депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, представители органов исполнительной и судебной власти, институтов гражданского общества, юридической научной общественности, образовательных учреждений, СМИ, международных организаций и дипломатического корпуса.

В ходе конференции рассмотрен национальный и зарубежный опыт в сфере демократизации государственной власти и управления, усиления роли представительных органов власти в процессе законотворчества и парламентского контроля как важного условия обеспечения прав и свобод граждан.

Состоялся обстоятельный обмен мнениями по вопросам дальнейшего развития национальных институтов защиты прав человека, укрепления их взаимодействия с гражданскими институтами, а также усиления общественного контроля и социального партнерства в сфере защиты прав граждан.

Особое внимание участники конференции уделили вопросам повышения роли судебных органов и правоохранительных структур в надежной защите прав и свобод человека, обеспечении открытости -деятельности государственных органов, участия СМИ в данной сфере. Отмечалось, что универсальные права и свободы человека составляют концептуальную основу общественно-политической, социально-экономической и духовной жизни общества в Узбекистане, формируют конституционную платформу строительства демократического правового государства и открытого гражданского общества.

Основываясь на положениях, принципах и целях, заложенных в Конституции, в стране создана полноценная, эффективно действующая законодательная и правовая база, а также глубоко продуманная долгосрочная программа реформирования, демократизации и либерализации общества, кардинальных структурных преобразований и модернизации страны, признанная сегодня в мире как «узбекская модель» развития. При этом краеугольным принципом осуществляемых в Узбекистане масштабных преобразований является приверженность постулату «реформы не ради реформ, а для человека».

Важным фактором и действенным вкладом в дело дальнейшего поощрения и обеспечения всего спектра личных, политических, экономических, социальных, культурных, экологических прав и свобод человека стала принятая Олий Мажлисом по инициативе главы государства в ноябре 2010 года Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране.

В рамках этой стратегической программы политических и экономических реформ за последние годы проведена широкомасштабная созидательная работа, направленная на дальнейшую демократизацию и либерализацию государственной власти и управления, обеспечение независимости и самостоятельности судебной власти, свободы слова и информации, свободы выбора и совершенствования избирательной системы, усиления роли гражданских институтов. В частности, существенное развитие получили неотъемлемые политические права граждан, обеспечивающие их участие в управлении делами общества и государства.

Было подчеркнуто, что модернизация избирательного законодательства обеспечила независимость избирательной системы, позволила значительно укрепить право граждан на свободу выбора, усовершенствовать процесс предвыборной агитации. Прошедшие в Узбекистане парламентские и президентские выборы подтвердили ее эффективность, продемонстрировали высокую общественно-политическую активность граждан.

На основе Концепции значительно усилена роль парламента как представительного органа государственной власти. Введен новый, отвечающий демократическим принципам порядок выдвижения и утверждения Премьер-министра, Олий Мажлису предоставлено право выражать вотум недоверия правительству. Закрепление норм о подотчетности Кабинета Министров парламенту подняли на более высокий уровень ответственность органов исполнительной власти перед народом за безусловное выполнение и дальнейшее усиление действенности принятых законов. Поправки, внесенные в соответствии с Концепцией в Конституцию, обеспечили дальнейшую оптимизацию полномочий основных субъектов государственной власти.

Конституционное закрепление института общественного контроля за деятельностью госорганов, его развитие в законодательстве страны послужило расширению условий для реализации гражданами права участвовать в управлении делами общества и государства. Принятые законы «Об органах самоуправления граждан» в новой редакции, «О социальном партнерстве» создали необходимую правовую платформу для свободного участия граждан в решении важнейших социально-экономических проблем страны. Сегодня практически ни один законопроект не принимается без учета мнения общественности, негосударственных некоммерческих организаций, работающих в той или иной сфере. Кроме того, Законом «Об экологическом контроле» внедрены механизмы участия гражданских институтов в природоохранной деятельности. Все эти меры способствовали повышению роли гражданских институтов в обеспечении баланса интересов в обществе.

Безусловно, важным фактором формирования гражданского общества является обеспечение неотъемлемых прав граждан в информационной сфере, создание прочных гарантий их свободного доступа к информации о деятельности госорганов. В этой связи особое значение имело принятие Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», во многом повысившего ответственность органов власти и управления за качество принимаемых ими решений.

Зарубежные эксперты сошлись во мнении, что создание организационно-правовых механизмов обеспечения открытости деятельности государственных структур, осуществления общественного контроля, социального партнерства существенно укрепили роль гражданского общества в защите прав и свобод человека, усилили взаимодействие национальных институтов по правам человека с ННО и государственными органами.

В ходе реформирования судебно-правовой системы, направленного на укрепление независимости судебной власти, повышение эффективности правоохранительной системы, гуманизацию и декриминализацию уголовного законодательства, значительно усилены гарантии надежной защиты прав и свобод человека.

На международной конференции говорилось о том, что в Узбекистане придается большое значение обеспечению и поощрению экономических, социальных и культурных прав граждан. Динамичное и сбалансированное развитие всех сфер экономики создало прочную базу для последовательного повышения уровня и качества жизни населения, удовлетворения его насущных потребностей. Целый комплекс нормативно-правовых актов, реализуемых государственных программ нацелен на развитие конституционного права неприкосновенности и свободы частной собственности. Результатом этой работы явился значительный рост экономической активности граждан.

В целях укрепления социальных прав человека в нашей стране коренным образом реформировано образование, здравоохранение, социальная защита. Ежегодно свыше 60 процентов Государственного бюджета направляется в социальную сферу. Безусловно, права и свободы человека обеспечиваются там, где царят мир и спокойствие, гражданское согласие. В Узбекистане созданы равные условия для всех национальностей для развития языка, культуры, самобытности.

На конференции подчеркивалось, что Узбекистан последовательно выполняет свои международные обязательства в области прав человека, эффективно имплементируя общепризнанные международные стандарты в национальное законодательство.

Мероприятие прошло в формате открытого и конструктивного диалога. Широкий обмен информацией, мнениями позволил экспертам выработать конкретные рекомендации по дальнейшему укреплению гарантий защиты прав и свобод человека.

Слово — участникам

Стефан Приснер, постоянный представитель ПРООН в Узбекистане:

— Уважение прав человека — важное условие мира и справедливости. Проведение данной конференции имеет очень важное значение. Ведь защита прав человека — это компас определения демократичности разных стран мира. Индикаторами этой работы является экономический рост, уровень инфляции, благосостояние граждан. В Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране Президент Ислам Каримов показал стремление Узбекистана построить открытое демократическое правовое государство с устойчиво развивающейся экономикой и уважаемое в мире общество, где не на словах, а на деле высшей ценностью является человек, его интересы, права и свободы.

Брюс Алан Адамсон, советник по правовым вопросам Комиссии по правам человека Шотландии:

— В настоящее время возрастает роль парламентов разных стран, не только ЕС, но и на глобальном уровне, в обеспечении прав человека. Задача по усилению контрольных функций парламента за деятельностью государственных органов является одной из актуальных в повестке дня Совета ООН по правам человека. В Узбекистане парламент осуществляет системный контроль за исполнением законов в данной сфере. Национальные институты по правам человека служат дополнительным механизмом в этой работе. Подготовка к принятию закона «Об общественном контроле в Республике Узбекистан» всецело соответствует глобальной повестке дня по обеспечению защиты прав человека.

Симона Граната Менгини, заместитель Секретаря Венецианской комиссии Совета Европы:

— В Узбекистане проживают в мире и согласии представители более ста наций и народностей. При этом толерантность является одним из важных факторов защиты прав, свобод и интересов человека. В Конституции Республики Узбекистан я отметила важный момент, подчеркивающий равенство перед законом всех граждан без различия пола, расы, национальности, социального происхождения, религии, а также убеждений. Это свидетельствует о том, что в вашей стране человек, его права являются высшей ценностью. Уровень цивилизованности общества во многом определяется межнациональным миром и согласием в нем. Европа сегодня сталкивается с различными вызовами в этом плане. Толерантность трудно поддержать в условиях экономических, политических кризисов. Она является важным фактором обеспечения безопасности.

Томас Паттерсон, эксперт Комиссии Европейского союза в области охраны общественного порядка:

— В Узбекистане проделана масштабная работа по продвижению, защите и обеспечению прав человека. Обмениваясь опытом с узбекскими коллегами, мы рассказываем, с какими проблемами сталкиваемся в процессе обеспечения прав человека в нашей стране, делимся наилучшей практикой. Отрадно, что в Узбекистане через Конституцию и законы красной нитью проходят права человека.

Танг Йингксиа, член Совета Китайского общества по изучению прав человека:

— Весьма впечатлена высоким уровнем общественно-политического и социально-экономического прогресса вашей страны. В республике сформирована мощная законодательная база в области прав человека, которая по своей сути и содержанию отвечает передовым мировым стандартам. В масштабной работе по повышению правовой культуры в обществе, защите прав граждан значительное место занимают институты гражданского общества, играющие важную роль в исполнении соответствующего законодательства. Этому способствует и принятый в прошлом году уникальный закон «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления». Внедрение механизмов широкого информирования населения соответствует международным стандартам информационных прав человека.

Джеймс Гамильтон, эксперт Венецианской комиссии Совета Европы:

— В Узбекистане в обеспечении и защите прав человека важную роль играют институты гражданского общества, потому что именно общество объективно выражает интересы и волю людей, осуществляет контроль за деятельностью госорганов. За последние годы принят ряд законодательных актов, способствующих динамичному развитию гражданского общества. На основе социального партнерства осуществляется эффективное взаимодействие ННО с государственными учреждениями в деле социальной защиты нуждающихся, поддержки молодежи, укрепления здоровья населения, охраны окружающей среды.

 

Источник: «Народное слово»