Поиск
Полезные ссылки

 


 






СИЭЗ «Навои»

Рекомендации круглого стола «Состояние и перспективы реализации Программы по достойному труду в Республике Узбекистан»

 

Участники Круглого стола «Состояние и перспективы реализации Программы по достойному труду в Республике Узбекистан»  отмечают, что Узбекистан осуществляет многогранное сотрудничество с Международной Организацией Труда, основным приоритетом которого является содействие деятельному продвижению Концепции достойного труда.

В рамках Страновой программы достойного труда, принятой в 2014 году, осуществлен комплекс мер по реализации основополагающих принципов и прав
в сфере труда.

Ратификация Конвенции МОТ №87 о свободе объединений и защите права на объединение в профсоюзы, а также внесение дополнений в Закон Республики Узбекистан «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» позволило привести национальное законодательство в соответствие
с международными нормами.

Также принят Закон «Об охране труда» в новой редакции, направленный на дальнейшее совершенствование системы управления охраной труда, усиление ответственности работодателя и работников по исполнению требований в данной сфере, определение полномочий государственных органов по обеспечению надлежащего контроля за состоянием условий и охраны труда, повышение эффективности общественного контроля в этом направлении.

Ведется проработка вопроса по продвижению ратификации конвенций МОТ №81, 129, 132, 144, 183 и дополнительного протокола к Конвенции №29.

Для эффективной реализации Национального плана действий по применению Конвенций по вопросам детского и принудительного труда проведен целый комплекс мероприятий.

Правительством утвержден и реализуется “План мероприятий по вопросам совершенствования условий труда, занятости и социальной защиты работников в сельском хозяйстве на 2016-2018 годы”.

Координационным советом по вопросам детского труда совместно
с Международной организацией труда и Всемирным банком проведена комплексная работа по имплементации основополагающих конвенций МОТ,
в первую очередь, конвенций по детскому и принудительному труду.

При разработке программ занятости существенно изменены подходы
с обращением особого внимания созданию устойчивых новых рабочих мест. Министерством труда с использованием информационных технологий, ведется активная работа по трудоустройству населения.

В контексте СПДТ предприняты реальные шаги для укрепления потенциала профсоюзов и организаций работодателей. При поддержке МОТ и Всемирного банка организована Юридическая клиника при Федерации профсоюзов, внедрен не имеющий аналогов в регионе Механизм обратной связи с населением.

Торгово-промышленной палатой в сотрудничестве с МОТ проводится работа по направлению «Формирование условий для устойчивых предприятий».

С участием специалистов МОТ проведены семинары по повышению квалификации специалистов службы охраны труда, технических инспекторов, государственных контролирующих органов.

Участники Круглого стола самым главным достижением последних лет считают создание целостной системы взаимодействия между Узбекистаном и МОТ на основе богатой практики разностороннего сотрудничества.

В связи с этим Координационному совету по вопросам детского труда совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и институтами гражданского общества рекомендуется активизировать усилия в следующих направлениях:

1. В вопросах дальнейшего укрепления взаимного сотрудничества Узбекистана с Международной организацией труда вместе с Меморандумом о взаимопонимании принять конкретный План реализации Страновой программы, в котором целесообразно предусмотреть следующее:

укрепление институционального и технического потенциала государственных инспекций труда для внедрения в их деятельность новых технологий работы с работодателями, населением и современных ИКТ, включая изучение и освоение новых навыков зарубежных стран;

содействие в продолжении мониторингов по недопущению детского
и принудительного труда, совершенствовании Механизма обратной связи
с населением;

поддержка научных и учебных заведений, а также подготовка учебников нового поколения по трудовому и международному трудовому праву;

поддержка Колл-центра Министерства труда, сети Юридических клиник Федерации профсоюзов и запущенного механизма обратной связи, призванного предоставлять населению бесплатную юридическую помощь по вопросам социально-трудового характера;

содействие организациям работодателей в обеспечении устойчивой конкурентоспособности и ответственности предприятий, а также корпоративной социальной ответственности, особенно в цепочке поставок;

продолжение реализации образовательного проекта «Подготовка профсоюзных преподавателей»;

дальнейшее содействие в реализации «Концепции информационно-разъяснительной кампании по повышению осведомленности населения республики по национальным и международным трудовым стандартам»;

организация Центра содействия молодежной занятости при Юридической клинике Федерации профсоюзов, оснащенного веб-порталом, предусматривающим ведение базы данных резюме и вакансий и рассылку для подписчиков;

содействие в проведении Национального чемпионата среди молодых представителей рабочих профессий по системе «World Skills International»;

принятие комплекса мер по совершенствованию национального плана по охране труда, включающего составление национального обзора по охране труда, трехстороннего обсуждения возможностей имплементации Конвенций МОТ №81, 187 и Рекомендации №197;

содействие в проведении исследования для формирования перечня районов с тяжелыми и неблагоприятными природно-климатическими условиями для последующего внесения предложений по установлению районных коэффициентов и надбавок к оплате труда, а также минимальной продолжительности ежегодного дополнительного отпуска.

реализация проекта «Охрана труда в сельском хозяйстве»;

содействие в вопросах экспертной оценки возможности ратификации конвенций МОТ №102 и 183 на основе анализа национальной правовой базы.

2. В сфере реализации политических инициатив:

расширить концептуальный фокус действия Координационного Совета на эффективную имплементацию всех основополагающих принципов в сфере труда, не ограничиваясь вопросами детского или принудительного труда;

повысить эффективность взаимодействия МОС, как с механизмами национального мониторинга, так и схожими институтами государственного надзора и общественного контроля;

провести социологическое исследование эффективности реагирования в работе общественного и государственного механизмов обратной связи, степени доверия к каждому из них и экспектаций населения от данных институций;

в рамках информационной кампании продолжить расширение  каналов информирования населения о трудовых правах, о наилучшей практике трудовых отношений с использованием радио, телевидения, интернет ресурсов, публикаций в СМИ.

3. В сфере повышения действенности национального мониторинга детского и принудительного труда:

повысить эффективность профилактической работы по усилению контроля в учебных заведениях, улучшению санитарно-гигиенических условий труда и быта участников хлопкоуборочного процесса в Республике Каракалпакстан, Джизакской, Самаркандской, Навоийской, Наманганской и Ташкентской областях;

совместно с МОТ разработать программу повышения потенциала участников национального мониторинга, особенно институтов гражданского общества,  реализацию которой начать с января месяца 2017 года;

усовершенствовать методологию мониторинга, принять меры по повышению технической оснащенности мониторинговых групп.

4. В сфере совершенствования системы мер национальных агентств по недопущению детского и принудительного труда:

шире применять на практике знания лиц, ответственных за принятие решений в сфере организации хлопкоуборочных работ;

совершенствовать специальные меры по контролю посещаемости учащихся, обеспечению их загруженности во внеучебное время путем организации спортивных секций, кружков и дополнительных занятий.

обеспечить разработку министерствами, ведомствами и ННО системы мер для предупреждения рисков принудительного труда в сфере своей деятельности.

на основе усиления экономических стимулов расширить практику найма на сбор хлопка преимущественно незанятого населения.

5. В целях дальнейшего совершенствования национального механизма обратной связи с населением:

укрепить институциональный потенциал МОС, с учетом передовой практики зарубежных стран;

укрепить организационно-технический потенциал Юридической клиники и её региональных филиалов;

совершенствовать программное обеспечение (ИКТ) МОС Юридической клиники и её региональных филиалов;

повысить эффективность региональных филиалов МОС, путем повышения их кадрового потенциала;

разработать и реализовать единую среднесрочную концепцию по повышению осведомленности населения о МОС и укрепления его доверия к нему.

 

Приняты 17 ноября 2016 года в г.Ташкенте