Письмо Постоянного представителя Узбекистана при Организации Объединенных Наций от 19 августа 2017 года на имя Генерального секретаря


Семьдесят первая сессия

Пункт 14 повестки дня

Культура мира

 

Настоящим имею честь передать Вам информацию о мерах, принятых правительством Узбекистана в целях обеспечения социальной стабильности и сохранения подлинной сути и содержания священной религии Ислам (см. приложение).

Буду признателен Вам за распространение настоящего письма и приложения к нему в качестве документа  Генеральной Ассамблеи по пункту 14 повестки дня.

(Подпись) Бахтияр Ибрагимов

 

 

 


Приложение к письму Постоянного представителя Узбекистана при Организации Объединенных Наций от 19 августа 2017 года на имя Генерального секретаря

Меры, принятые правительством Узбекистана в целях обеспечения социальной стабильности и сохранения подлинной сути и содержания священной религии Ислам

В настоящее время в Узбекистане как никогда огромное значение приобретают дальнейшее развитие социальной и духовной жизни, укрепление здоровой атмосферы в семье, в махаллях (органах самоуправления) и во всем обществе, задача воспитания молодежи, обеспечение мирной и спокойной жизни, а также сохранение чистоты священной религии — Ислама. Именно эти вопросы определяют сегодняшний и завтрашний облик Узбекистана и судьбу нынешнего и будущих поколений узбеков.

Для того чтобы развитие Узбекистана вышло на новый уровень, правительство страны приняло Стратегию действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан в 2017–2021 годах, и в настоящее время она претворяется в жизнь.

Эта стратегия пронизывает все сферы жизни страны. Она приобретает особое значение с учетом того, что 2017 год объявлен в Узбекистане «Годом диалога с народом и интересов человека».

Что касается практических мер в этом направлении, то были открыты  общественные приемные и виртуальные общественные приемные» (в сети Интернет) Президента Республики Узбекистан.

Хотя с тех пор прошло совсем немного времени, эти структуры уже превращаются в институт, играющий важную роль в удовлетворении потребностей и требований граждан Узбекистана.

С момента открытия общественных приемных и виртуальных отлайновых приемных около 890 000 граждан по всей стране подали с их помощью свои обращения. Девяносто три процента из них были изучены, и по ним были приняты меры. С остальными обращениями в настоящее время продолжают работать специалисты. Почти 80–90 процентов поданных гражданами Узбекистана обращений были являются обоснованными и уместными.

Поддержание диалога с населением и защита интересов людей входят в число приоритетных направлений государственной политики, и речь здесь идет не просто о временной кампании. Этот вопрос будет всегда оставаться в центре внимания правительства Узбекистана.

В Узбекистане сформирована еще одна важная структура, которая ведет работу в этом направлении, — Канцелярия государственного советника Президента по защите прав граждан, мониторингу и координации работы с обращениями физических и юридических лиц.

В настоящее время сотрудники этой канцелярии проводят выездные совещания на местном уровне — в Республике Каракалпакстан, в областях и в городе Ташкенте. Совместно с представителями местных органов власти они рассматривают обращения граждан и реагируют на них в соответствии с законом.

Вся эта работа и все реформы направлены на обеспечение мира и спокойствия в Узбекистане, повышение благосостояния населения и воспитание здорового и гармонично развитого подрастающего поколения.

Узбекистан является многонациональным и многоконфессиональным государством. В настоящее время в стране проживают представители более 130 национальностей и народностей; все они живут в гармонии и согласии друг с другом, как одна семья. Важную роль в этом, несомненно, играют традиции толерантности и великодушия, которые народ Узбекистана хранит с незапамятных времен.

В подтверждение этого можно привести наглядный исторический пример. Мавзолей пророка Даниила, который был построен в период правления Амира Тимура в Самарканде, в равной степени почитаем мусульманами, христианами и иудеями.

На протяжении многих веков народ Узбекистана оберегает это святое место и ухаживает за ним, проявляя уважение и почтение к нему.

Уже один этот пример указывает на то, что суть характера и менталитета нашего народа составляют благородство, щедрость и истинное великодушие.

Конституция и национальное законодательство Узбекистана гарантируют равные права и свободы всем гражданам независимо от их национальности, языка и религии. Граждане обладают всеми возможностями для защиты и всестороннего развития своих обычаев, традиций и культуры.

Одним из направлений Стратегии действий, принятой правительством в феврале этого года, является решение наиболее важных задач в плане обеспечения межнационального согласия и религиозной терпимости. Важную роль в сохранении этнической самобытности и дальнейшей гармонизации межнациональных отношений в Узбекистане играют 138 национальных культурных центров. Недавно было принято важное решение о том, чтобы вывести работу этих центров на новый уровень в целях дальнейшего развития дружеских культурных связей с зарубежными странами. Согласно этому решению на базе Республиканского интернационального центра был создан Комитет по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами.

С момента обретения нашей страной независимости приоритетное внимание уделяется обеспечению свободы совести. В частности, проведена большая работа по восстановлению значимости священной религии Ислам, национальных ценностей, культурного достояния и наследия великих святых Узбекистана и по обустройству мест их упокоения.

Для сравнения приведем наглядный пример. Если до обретения независимости в Узбекистане действовало около 80 мечетей, то в настоящее время их число достигло 2042.

В прошлом лишь немногие граждане Узбекистана имели возможность совершить паломничество к святым местам. После обретения независимости ежегодно хадж совершают более 5000 человек. Только в этом году совершить паломничество смогут 7200 граждан Узбекистана. Кроме того, все население может свободно изучать историю религии и наследие великих узбекских ученых. В их число входит великий ученый и видный представитель учения матуридизм Абу Муин ан-Насафи, который жил в окрестностях Кашкадарьи и учился в Бухаре и Самарканде. Он автор примерно 15 книг о каламе — учении о чистоте исламской веры. 1000 лет назад в своих работах он указал истинный путь тем, кто сбился с пути в религиозных вопросах.

Правительство Узбекистана прилагает усилия к тому, чтобы всячески облагородить мавзолей великого толкователя «хадисов»[1] — Исы ат-Тирмизи в Сурхандарьинской области.

Правительство планирует создать мемориальный комплекс в мавзолее нашего великого предка ан-Насафи, а также организовать перевод и публикацию книг этого великого ученого.

Правительство уже приступило к проведению аналогичных работ в Бухаре, в месте упокоения Бахауддина Накшбанда, и в Ташкенте, в мечети имени имама ат-Тирмизи и мавзолее Сузук-ота.

В настоящее время принимаются необходимые меры в целях повышения престижа и статуса знаменитого медресе Мири Араб[2]: совершенствуется его материально-техническая база, ремонтируются окружающие его древние здания и облагораживается прилегающая территория.

Узбекская земля считается одним из древних центров распространения исламской науки и культуры. Стремясь обеспечить всестороннее изучение столь богатого исторического, научного и духовного наследия узбекского народа и широкое распространение информации о нем среди мировой общественности и, что самое главное, продемонстрировать глубоко человечную природу такой религии, как Ислам, правительство приняло решение создать в столице страны, Ташкенте, Центр по вопросам исламской культуры в Узбекистане, девизом которого станет «Просвещение против невежества».

Предполагается, что в этом центре, который расположится на территории знаменитого комплекса Хазрати Имам, будет представлена богатая информация о великих исламских ученых и мыслителях, известных поэтах и писателях, художниках и каллиграфах, которые родились на узбекской земле и оставили неизгладимый след в мировой культуре. Частью комплекса станут музей и библиотека с богатой коллекцией редких экспонатов. Наряду с этим в центре будет осуществляться разнообразная научно-исследовательская деятельность.

Посетители смогут узнать о том, как жили и чем занимались десятки светлейших умов исламского мира. Так, в числе редких экспонатов будут выставлены образцы бесценного наследия таких почитаемых и святых людей, как имам Бухари, имам ат-Тирмизи, имам аль-Матуриди, Абу Муин ан-Насафи, Наджмиддин Кубро, Махмуд аз-Замахшари, Бахауддин Накшбанд, Ходжа Ахрар Вали, таких ученых и мыслителей, как Мухаммад аль-Хорезми, Ахмад аль-Фергани, Абу Рейхан аль-Беруни, Ибн Сина, Мирзо Улугбек, Али аль-Кушчи, Алишер Навои, Захириддин Мухаммад Бабур, таких художников, как Камолиддин Бехзад и Махмуд Музаххиб, а также экспонаты, повествующие об истории городов, в которых они родились и творили. В самом центре музея будет выставлена копия Священного Корана Усмана, привезенная на узбекскую землю Сахибкираном Амиром Тимуром.

В разное время и в различных обстоятельствах многие редкие рукописи и архивные документы, связанные с историей и культурой узбекской земли и религии, волею судьбы оказывались за границей. В настоящее время они хранятся в зарубежных фондах и музеях, научных и учебных заведениях. Эти редкие исторические артефакты и произведения искусства не только считаются бесценными сокровищами узбекского народа, но и составляют крупные коллекции мирового значения.

В последнее время проводится работа по розыску культурных сокровищ Узбекистана, находящихся за пределами страны, и по их всестороннему изучению, и правительство прилагает все усилия для их возвращения в нашу страну. Эта деятельность требует привлечения соответствующих финансовых и организационных ресурсов и участия высококвалифицированных профильных специалистов.

Для решения этой важной задачи в правительстве в настоящее время готовится проект решения о создании при Кабинете министров специального центра. Основная цель этого проекта заключается в том, чтобы собрать все до последней рукописи, имеющие отношение к истории, культуре и религии Узбекистана, и дать возможность людям, в том числе молодежи, знакомиться с ними и воспитывать детей так, чтобы они были достойны великого наследия предков.

Работа в этом направлении вызывает большой интерес не только в Узбекистане, но и за рубежом. Авторитетные международные организации в разных странах мира и мусульманские общины, а также именитые ученые выражают стремление сотрудничать с Узбекистаном в этом деле.

В ходе заседания Совета министров иностранных дел Организации исламского сотрудничества, состоявшегося в октябре 2016 года в Ташкенте, Узбекистан, была выдвинута инициатива о создании международного научно-исследовательского центра имени имама Бухари. Недавно между правительством Республики Узбекистан и Исламским банком развития был подписан меморандум о взаимопонимании по этому вопросу. Президент Банка Бандар Хаджар, поддержав эту инициативу, подчеркнул: «Исламский банк развития — это банк Узбекистана». Будет справедливым сказать, что эти слова отражают глубокое уважение всей исламской уммы — сообщества мусульман — к родине имама Бухари и его потомкам.

На состоявшейся в Саудовской Аравии международной встрече на высшем уровне главы мусульманских стран и США особо подчеркивали следующую мысль — необходимость бороться с невежеством, уделяя больше внимания просвещению, обучению и воспитанию.

Примечательно, что эти идеи согласуются и перекликаются с подходом Узбекистана к религиозным проблемам. В частности, президент Соединенных Штатов Америки Дональд Трамп выступил с рядом конкретных и конструктивных предложений на этот счет. Узбекистан стремится к тому, чтобы в нашем регионе и на всей планете царили мир, безопасность и процветание. Узбекистан ставит перед собой цель создать коалицию государств, которые разделяют его стремление искоренить экстремизм. Однако, как сказал президент США, государства смогут победить это зло, только если на стороне добра будет единая и мощная сила.

Правительство Узбекистана прилагает усилия к тому, чтобы вывести свою деятельность в данной области на новый уровень путем мобилизации всех сил и возможностей государства и общества для решения этой задачи. Сейчас нет ни одного государства или общества, которое не было бы обеспокоено царящими в мире опасной ситуацией и политическим и экономическим кризисом. В частности, мировое сообщество глубоко встревожено проблемами международного терроризма, экстремизма, незаконного оборота наркотиков, религиозных конфликтов, нелегальной миграции, торговли людьми, экологическими проблемам, а также усугублением неблагополучной экономической ситуации, безработицы и нищеты.

В этой исключительно сложной и опасной ситуации все страны должны всерьез задуматься о том, какой путь им избрать и каким образом сохранить мир и спокойствие и обеспечить устойчивое развитие. В настоящее время правительство Узбекистана принимает все возможные меры для недопущения того, чтобы молодые люди, особенно граждане, работающие за рубежом, оказывались втянуты в террористическую и экстремистскую деятельность.

Прежде всего правительство уделяет особое внимание развитию сотрудничества с соседними странами. Цель Узбекистана заключается не в том, чтобы соперничать с ними, а в том, чтобы упрочить узы сотрудничества и совместно решать общие проблемы. С этой целью за короткий срок президент Узбекистана дважды посетил Туркменистан и Казахстан. Кроме того, он совершил поездки в Российскую Федерацию, Китайскую Народную Республику и Саудовскую Аравию. Эти визиты также были плодотворными.

В ходе государственного визита в Российскую Федерацию между этой страной и Узбекистаном было подписано важное соглашение в области трудовой миграции. Позиция узбекской стороны по этому вопросу ясна: где бы человек ни находился, он должен работать и поддерживать свою семью, своих детей. В то же время он должен работать честно и получать легальный заработок. Узбекистан готов создать для этого все необходимые условия.

В настоящее время в число приоритетных задач правительства Узбекистана входят улучшение социального и морального климата и повышение уровня жизни населения, а также защита молодежи от влияния различных религиозных экстремистских групп. В этой связи во многих местах власти поощряют инициативы, направленные на борьбу с невежеством с помощью просвещения.

Все видят, что происходит в некоторых странах. Необходимо сделать выводы из Священного Корана, который учит: «не бросайтесь со своими руками к гибели». Беспечность и апатия приводят лишь к трагедиям и навлекают бедствия на детей, семьи и целые страны.

Наши великие узбекские предки говорили: «Ребенок — это драгоценный подарок родителям, который они обязаны бережно хранить». И сегодняшняя жизнь наглядно показывает необходимость в том, чтобы каждый человек по-настоящему оберегал и защищал детей и их будущее.

Правительством Узбекистана учреждены должности заместителя руководителя района (города) и заместителя начальника районного (городского) управления внутренних дел по вопросам молодежи.

Правительство прилагает максимум усилий для просвещения молодежи, подпавшей под дурное влияние, и тесно сотрудничает с фондами «Нуроний» и «Махалля», Комитетом женщин, молодежным общественным движением «Камолот», правоохранительными органами и другими соответствующими учреждениями, принимая во внимание важность следующих задач:

1)       изучение условий жизни, социально-экономического положения и проблем лиц, относящихся к группам риска, и всесторонний анализ причин их радикализации;

2)       организация учебных курсов по вопросам религиозного, духовного, морального и этического воспитания для консультантов в комитетах махаллей, инспекторов по работе с населением, имам-хатыбов и соответствующих должностных лиц правоохранительных органов с уделением особого внимания их ознакомлению с методами деятельности религиозных экстремистских и террористических групп, а также с корыстными целями и идеями этих групп;

3)       через заместителей руководителей районов (городов) по делам молодежи, общественных и религиозных организаций и по делам женщин ведение постоянного диалога с населением, с тем чтобы всегда быть в курсе его повседневной жизни, забот и проблем;

4)       повышение уровня ответственности руководителя, советников, районных инспекторов и имам-хатыбов в каждой отдельно взятой махалле;

5)       понимание нравственных установок, поведения — одним словом, мировоззрения молодежи с учетом того, как быстро меняется мир;

6)       создание системы общественного контроля в рамках построения сильного гражданского общества.

Во всех регионах страны Национальная рабочая группа под руководством Государственного советника Президента Узбекистана по взаимодействию с общественными и религиозными организациями принимает необходимые меры для решения проблем, выявленных по результатам исследования положения дел в социально-духовной сфере.

Практически во всех регионах Узбекистана есть множество памятников и научных центров, построенных в память о великих предках и мыслителях, которые внесли беспрецедентный вклад в процветание религии.

В этих центрах создаются научные школы, где будут готовить специалистов по некоторым разделам исламоведения. Правительство рассматривает возможность создания, например, центра изучения хадисов на базе Научно-исследовательского центра имени имама Бухари в Самарканде, центра изучения калама[3] на базе Центра имама аль-Матуриди, школы исламского права в рамках Центра аль-Маргинани в Фергане, центра суфийских[4] исследований на базе Центра Бахауддина Накшбанда в Бухаре, центра исследований акиды[5]на базе Центра Абу Муина ан-Насафи в Кашкадарьинской области.

Эти школы послужат основой для подготовки высокообразованных имам-хатыбов, экспертов исламоведения и, самое главное, воспитания узбекских детей в духе бесценного наследия великих предков и здоровой веры.

Встав на путь борьбы с надвигающейся на Узбекистан извне серьезной угрозой с помощью просвещения, муллы и имамы, все религиозные деятели, избравшие стезю истинной религии и добродетели, несомненно, играют уникальную и особо важную роль в  этом противостоянии.

Молодежь настоятельно призывают воспользоваться благоприятными условиями, созданными в Узбекистане для предпринимательства, и открыть собственное дело. Это еще одно благое дело, которое поощряет Ислам.

Эти усилия правительства находятся в полном соответствии и в гармонии с понятием благих дел, к которым взывает Ислам.


 

В целом, за время, прошедшее с момента обретения Узбекистаном независимости, в стране проведена огромная работа по укреплению суверенитета страны во всех областях, в частности приняты меры, направленные на возрождение  священной религии Ислам, сохранение его чистоты, поощрение религиозной терпимости и укрепление атмосферы межнациональной дружбы и согласия в обществе.

 

 



[1] Хадис — это предание о жизни пророка Мухаммеда (мир ему), то есть его высказывания, поступки, похвалы и т.д.

[2] Медресе — в Узбекистане высшее учебное заведение, где преподают как светские, так и религиозные науки.

[3] Калам (также «ильм аль-калам») — буквально означает «наука о ведении беседы». Обычно для краткости называется «каламом», а иногда — «исламской схоластической теологией».

[4] Суфизм часто определяют как «исламский мистицизм», «глубинный аспект Ислама» или «феномен мистицизма внутри Ислама».

[5] Акида — исламское (мусульманское) вероубеждение; форма раскрытия своего имана (веры); «символ веры».